Мой город

Пн.-Пт.: 10:00-19:00
Сб.-Вс.:  Выходной

Классификация моторных масел по SAE

Инструкция
Автомобили
Время на прочтение: 3 мин
Классификация моторных масел по SAE
Сегодня никого не удивляет надпись на канистре с моторным маслом, например SAE 10W-30. Многие думают, что SAE – это марка масла, или название компании производителя. Это не так.

Немного истории

SAE – это «Общество американских автомобильных инженеров». Оно было создано более 100 лет назад. В 1911 году общество предложило классификацию моторных масел по вязкости. До этого момента минеральные масла, сделанные на основе перегонки нефти, уже широко применялись в автомобилестроении, как основные моторные масла.

Различные сорта нефти, различное содержание примесей в нефти и другие факторы давали производителям разные по свойствам масла. Это вызывало трудности при эксплуатации автомобилей.

Был разработан параметр, который можно было измерять и сравнивать смазывающие свойства моторных масел при различных температурах.

Вязкость масел и работа двигателя


Система смазки любого ДВС (двигателя внутреннего сгорания), бензинового или дизельного начинается с масляного картера, который сообщается с атмосферой через заливное отверстие и канал щупа уровня.

При работе мотора масло закачивается масляным насосом и под давлением проходит через масляный фильтр, затем по специальным каналам масло смазывает основные движущиеся узлы двигателя:

• коренные и шатунные шейки коленчатого вала;
• камеру сгорания в зоне движения поршня с пальцем и шатуном;
• впускные и выпускные клапаны (с кулачками и толкателями);
• распределительный вал (валы);
• гидронатяжители, гидрокомпенсаторы;
• ряд подшипников двигателя.

Наиболее тяжелые высокотемпературные условия для функционирования масла находятся в камере сгорания (до 2000 градусов) и на выпускных клапанах. Моторное масло теряет вязкость, образует нагар и даже выгорает.

Все попытки создать универсальное минеральное масло не увенчались успехом. Более универсальная и дорогая полусинтетика и синтетика имеют расширенный температурный диапазон, без потери смазывающих свойств.

Вернемся к вязкости. Основным параметром для классификации масел по SAE является кинематическая и динамическая вязкость масла при различных температурах (100 и 150 градусов). Масло должно обеспечивать смазку всех узлов прогретого и максимально разогретого двигателя (на максимальных оборотах). Вместе с тем, оно должно обеспечивать возможность неоднократно провернуть коленвал и все вращающиеся элементы мотора стартером, при холодном двигателе (завести двигатель без внешнего прогрева). При наших зимних температурах до -40 градусов совместить эти свойства в масле одной марки – невероятно трудная задача.

Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300, которая постоянно дополняется и уточняется.

Особенности стандартизации масел по SAE


SAE подразделяет моторные масла на 17 классов от 0W до 60:

• 8 зимних (0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W);
• 9 летних (2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости.

Эти цифры не являются результатом физических измерений, они носят характер условных обозначений.

Литера «W» после первой цифры означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter — зима). Для этих масел, кроме минимальной вязкости при 100 °C (предельная рабочая температура системы водяного охлаждения ДВС), дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях.

Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой шестеренчатый масляный насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это минимальная температура холодного двигателя, при которой возможен его безопасный запуск.

Показатели низкотемпературной вязкости масел по SAE:

• 0W — используется при температуре до −35 ° С;
• 5W — используется при температуре до −30 ° С;
• 10W — используется при температуре до −25 ° С;
• 15W — используется при температуре до −20 ° С;
• 20W — используется при температуре до −15 ° С.

Второе число в маркировке – это условное обозначение высокотемпературной вязкости:

Класс по SAE

Вязкость высокотемпературная

Вязкость, мм2/с при t = 100 °C

Min вязкость HTHS, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с−1

Min

Max

16

6,1

< 8,2

2,3

20

5,6

< 9,3

2,6

30

9,3

< 12,5

2,9

40

12,5

< 16,3

3,5 (0W-40; 5W-40;10W-40)

40

12,5

< 16,3

3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)

50

16,3

< 21,9

3,7

60

21,9

< 26,1

3,7


Довольно сложная система для самостоятельного подбора масла. Такая ситуация бывает редко, и необходимо всегда обращаться к специалистам, занимающимся продажей моторных масел.

Мировые производители автомобилей уже десятки лет жестко регламентируют марки масел и их классы по SAE для своих моделей. Эта информация отражается в сервисных книжках для каждого автомобиля.
Теги
Рассказать друзьям

Интересные новости

  • Автомобили
    26.11.2018Petro-Canada Lubricants SUPREME™
    Petro-Canada Lubricants выпускает в продажу моторное масло SUPREME™ C3-X Synthetic 5W-30

    Компания Petro-Canada Lubricants рада представить продукт, который подходит для применения в большинстве современных моделей европейских автомобилей – высокоэффективное моторное масло SUPREME C3-X Synthetic 5W-30. Оно расширяет ассортимент высокоэффективных синтетических моторных масел, выпускаемых в линейке SUPREME.

  • Мероприятие
    22.11.2018Quaker
    Объединение компаний Quaker Chemical и Houghton International

    Согласно сообщению, Quaker Chemical и Houghton International приняли решение об объединении под названием Quaker Houghton. Председатель, генеральный директор и президент компании Майкл Ф. Барри (Michael F. Barry) рассказывает о целях интеграции и последующих изменениях:

  • Автомобили
    25.11.2017Petro-Canada
    КАМАЗ рекомендует автомасла Petro-Canada

    11-кратный чемпион «Дакар» КАМАЗ дает добро моторным маслам Petro-Canada. Благодаря нашим совместным усилиям по интеграции моторных масел Petro-Canada в России одному из дилеров удалось добиться результативных партнерских отношений с Группой компаний «КАМАЗ».

Другие статьи

  • Автомобили
    Инструкция
    04.07.2020Стандарта NLGI
    Пластичные смазки стандарта NLGI
    Перед Второй мировой войной происходило стремительное техническое развитие США. Все виды производства требовали различные смазки.
  • Автомобили
    Инструкция
    26.06.2020Стандарт ILSAC
    Моторные масла стандарта ILSAC
    Эта, достаточно современная классификация автомасел была разработана Международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов. Снова аббревиатура: ILSAC (International Lubricants Standardization and Approval Committee).
  • Автомобили
    Инструкция
    26.11.2018Стандарт ACEA
    Моторные масла стандарта ACEA
    По сравнению с классификациями «ветеранами» из США данный стандарт на смазывающие материалы сравнительно молод. Как и в случае с маслами SAE и API, данная аббревиатура обозначает название организации.
  • Автомобили
    Инструкция
    26.11.2018Классификация API
    Классификация моторных масел по API

    Как и в случае с маслами SAE, данная аббревиатура скрывает название организации. Это Американский институт нефти, API (American Petroleum Institute).

Комментарии

Загрузка комментариев...

Статьи

Мой город
+7 (495) 740 56 99

Пн.-Пт.: 10:00-19:00
Сб.-Вс.:  Выходной
г. Москва
Полесский проезд, д. 16, стр. 1