Пластичная смазка в зависимости от нагрузки и температуры, она может быть жидкой или более твердой после прекращения работы механизма. Эти уникальные свойства пластичных смазок позволяют снизить нагрузку на узлы трения и их износ. В автомобиле такие смазки необходимы для нормальной работы практически всех подшипников (ступицы колес), главной передачи и других узлов и агрегатов.
Пластичная смазка на 80% состоит из минерального или синтетического масла. Различные смазывающие свойства таким смазкам дают различные добавки:
• присадки, применяемые в моторных и трансмиссионных маслах;
• наполнители, нерастворимые в маслах (графит, диоксид молибдена и др.);
• модификаторы дают более прочную и эластичную структуру консистентной смазки. От набора модификаторов зависит качество смазки, а также пенетрация (проникновение), температура каплепадения, прочность при сдвиге, водостойкость, механическая стабильность, испаряемость, коррозийная стойкость и другие.
Количество различных смазок стремительно возрастало, поэтому была создана новая классификация, которая позволила делать правильный выбор потребителям. Общественная организация NLGI - Национальный институт пластичных смазок (США) разработала классификацию смазок, которой пользуются во всем мире.
Основы классификации пластических смазок NLGI
Физический параметр, который характеризует глубину погружения (единица измерения 0.1 мм) металлического конуса в смазывающие материалы за 25 секунд называется пенетрацией. Образовано 9 классов смазок.
Классы смазки по NLGI |
Классы NLGI Показатель пенетрации Визуальная оценка |
000 445-475 Очень жидкая |
00 400-430 Жидкая |
0 355-385 Полужидкая |
1 310-340 Очень мягкая |
2 265-295 Мягкая |
3 220-250 Средней твердости |
4 175-205 Твердая |
5 130-160 Твердая |
6 85-115 Очень твердая |
На практике это выглядит так: NLGI 2, NLGI 3
В обозначениях смазок по применению применяется первая литера L или G. Это означает, что смазка L применяется для смазывания узлов шасси, а смазка G используется для обслуживания подшипников.
Вторая латинская буква – применяется по порядку алфавита: LA, LB или GA, GB, GC.
Есть универсальные смазки, они имеют 2 обозначения GC-LB.
Например:
Отсутствие цифры говорит о том, что это NLGI 2.
Краткое описание смазок:
1. NLGI LA используются для обслуживания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств, имеющих легкий режим работы.
2. NLGI LB предназначены для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и грузовиков, работающих в легком или тяжелом режиме. Это смазки высшего качества для ходовой части. Они эффективны при температуре от -40° до +120°С при продленном интервале замены смазки (в легковых автомобилях более 3200 км).
3. NLGI GA используются для смазывания подшипников колес любых автомобилей и других транспортных средств, работающих в легком режиме, при частой замене смазки. Обычные условия эксплуатации при температуре от -20°С до +70°С.
4. NLGI GB предназначены для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в легком и в умеренном режиме, при температуре от -40°С, до +120°С и даже до +160°С. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа.
5. GC используются для смазывания подшипников всех транспортных средств, работающих в легком и в тяжелом режиме. Это смазки высшего качества для подшипников колес. Смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40°С, до +160°С и даже до +200°С. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа.
Данная классификация охватывает все области промышленности и производства. Мы рассмотрели только ее автомобильный аспект.